Некий буддийский монах, плывший с острова Шри-Ланка в Индонезию, попал в шторм и был перемещён к берегам Африки, в место, где живут маленькие люди с длинными именами. Туземцы охотно переняли учение Будды, и после смерти монаха продолжали развивать это учение.
Обычный человек, говорили они, имеет свойство думать в трёх направлениях: о прошлом, о настоящем и о будущем. Мысли о прошлом даруют человеку светлую печаль; мысли о настоящем внушают ему тревогу; и лишь мысли о будущем причиняют спокойное просветление, ибо будущего, как известно, не существует в общепринятом понимании.
Учась быть Буддой, маленькие люди с длинными именами думают исключительно о будущем, и потому знают о нём всё. Считается, что, владея этим знанием, человек способен жить в полном согласии с окружающим миром, предугадывая любой жизненный диссонанс.
И посейчас в туземской деревне показывают местного Просветлённого, который пятьдесят три года назад отрешился от прошлого и уже двадцать шесть лет не обращает внимания на настоящее. Это, впрочем, ни в коей мере не мешает ему свободно расхаживать по деревне и демонстрировать разнообразные чудеса: так, иногда он подходит к банановому дереву, протягивает руку и в неё, согласно своему жизненному сроку, падает плод. Ещё про него рассказывают, что Просветлённый избегает купания в море, поскольку знает, что при первой же попытке растянет ногу и утонет.
Впрочем, в последнее время молодёжь поговаривает, что хитрый старик вовсе не Будда, а банальный приживала, и его необходимо заставить работать на благо общины. Но сам Просветлённый прекрасно знает, что до тех пор, пока в деревню ездят европейские туристы, его не прогонят и будут заботиться о его долгой жизни.
#ретроспектива